Образовательные стандарты

      В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ст. 10,11) дошкольное образование является первым уровнем общего образования, и с целью обеспечения доступности и качества дошкольного образования вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом МОиН РФ №1155 от 17.10.2013г. ФГОС ДО вступил в действие с 01 01.2014г.

Федеральные документа Министерства образования и науки Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

ПРИКАЗ от 03.02.2014г. №198\1-а Об организации работы по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

      Уважаемые родители!

    Сегодня в системе дошкольного образования происходят изменения, которых не было с момента ее создания. В связи с ведением с 1 сентября 2013 года в действие нового Федеарльного закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего оразования. Оно остается, в отлдичие от общего образования, необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребенка в обществе. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст.44 Закон РФ «Об рбразовании в Российкой федерации»).
В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребенка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребенка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребенок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познает мирЮ отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребенок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.
Ведь главная миссия дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства!
Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребенка. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ за номером №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Стандарт вступил в силу с 1 января 2014года.

Какие требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

О требованиях к Программе

ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы. Так, определено, что:
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Ключевая формула дошкольного образования — это детство ради детства. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого, выступает формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Портрет выпускника ДОУ согласно ФГОС ДО.

Ребенок выпускник ДОУ обладает личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Соответственно главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе в том смысле, как мы ее понимали раньше, а формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству.